Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51 г. Колпино

   
     (812) 481-70-22 Адрес: 196657, г. Санкт-Петербург, Колпино, Раумская ул., д. 17, литера А
Tap To Call

Двигательная подготовка детей 5-7 лет в семье   arrow

                                                                                                                Консультации для родителей

Двигательная подготовка

детей 5-7 лет в семье

Прыжки

Прыжки, как и бег, — одно из любимейших занятий детей. Поэтому они с удовольствием будут выполнять предлагаемые вами упражнения, тем более что разнообразить последние не составит большого труда, ведь виды прыжков так многочисленны: на месте и с продвижением, на двух ногах и на одной, с высоты и через препятствия, в длину и в высоту, с опорой руками и без нее, через скакалку и обруч и т.д.

Ваш малыш должен уже уметь выполнять прыжок с места толчком двумя ногами с приземлением на две ноги, преодолевая расстояние 100-120 см. измерять длину прыжка с места вперед с махом руками нужно от стартовой черты, которой касаются носки, до места соприкосновения пяток с полом.

Если результат вашего малыша огорчил вас, попробуйте научить его правильной технике выполнения этого прыжка. Ноги надо поставить на ширину ступни друг от друга, сделать руками замах назад, согнуть ноги и наклонить туловище вперед.  После этого оттолкнуться, энергично взмахнув руками вперед и резко разогнув ноги. Ноги от опоры должны оторваться одновременно. Если этот момент вызывает у вашего малыша затруднения, попробуйте использовать следующий прием: пусть ребенок зажмет между стопами мешочек с песком и выполнит прыжок толчком двумя ногами, не потеряв при этом мешочка.

Для формирования у ребенка умения управлять своими движениями, очень полезно выполнять прыжки на заданное расстояние. Например, ребенок несколько раз прыгает на одну и ту же отметку, стараясь запомнить свои мышечные ощущения. Потом ему предлагают сделать прыжок на то же расстояние, предварительно стерев отметку (или с закрытыми глазами). После прыжка надо обязательно показать ребенку, на сколько сантиметров он ошибся.

Для обогащения двигательного опыта ребенка и развития у него прыгучести рекомендуется выполнять с ним следующие упражнения.

Прыжки на месте на двух ногах (2-3 серии по 30-40 прыжков в каждой). Эти прыжки можно разнообразить:

— Различными движениями ног: вместе, врозь; вместе, скрестно; правая вперед, левая вперед; смещением ног вправо-влево;

— Поворотами на 90-180°;

— Подтягиванием коленей к груди, пяток к ягодицам.

Прыжки через предметы. До 10 предметов необходимо перепрыгнуть на двух и на одной ноге. Можно выполнять прыжки вверх  и вниз по лестнице со ступеньками удобной ширины.

Прыжки с одной ноги на другую в обручи. Можно нарисовать круги, расстояние между которыми 50-60 см.

Прыжки на двух и на одной ноге вперед и назад, а также боком. Можно прыгать через линии, веревочки, обручи, а также ноги родителей, сидящих на полу в положении «ноги врозь», или боком друг к другу (расстояние 50-60 см), или спиной друг к другу (тогда ребенок прыгает по кругу).

Прыжки спиной вперед. Важно следить, чтобы малыш не откидывал плечи назад, иначе он упадет.

Выпрыгивания из глубокого приседа. Можно проводить многократные прыжки вперед в глубоком приседе.

Прыжки с высоты до 60 см. Если ребенок уверенно спрыгивает с двух ног на две, можно усложнить задание дополнительными движениями, выполняя прыжок:

— С разведением ног;

— Подтягиванием ног к груди или пяток к ягодицам;

— Поворотам на 90-180°;

— Приземлением в квадрат 40х40 см.

К прыжкам с высоты относится и прыжок из виса. Если вы пробуете выполнить это упражнение после раскачивания в висе, обязательно следите за тем, чтобы плечи ребенка к моменту приземления догнали его стопы, иначе неизбежно падение назад.

Помните, что при выполнении ребенком прыжков с высоты вы обязательно должны стоять рядом с местом приземления, чтобы в случае необходимости подстраховать малыша.

Прыжки через скакалку разными способами. Если ребенок еще не умеет прыгать через скакалку, попробуйте выполнить с ним следующее упражнение: держа  в руках неподвижную скакалку, надо перепрыгнуть через нее с одной ноги на другую. Затем перекинуть скакалку через голову вперед и, когда она остановится, снова перепрыгнуть. В одном подходе можно делать по 10- 15 прыжков.

Варианты прыжков:

— На месте на двух ногах одновременно и поочередно; на одной ноге; с вращением скакалки из-за спины вперед и спереди назад; с боковым вращением;

— Те же прыжки с продвижением во всех возможных направлениях;

— Прыжки с круговым вращением скакалки, сложенной пополам. Вращать скакалку может как сам прыгающий, так и партнер. Прыжки парами. Выполняются через скакалку (особенно, если пару составит кто-то из родителей).

Варианты прыжков:

— Стоя лицом к лицу, взрослый вращает скакалку вперед;

— Партнеры стоят один за другим, скакалку вращает стоящий сзади;

— Партнеры стоят боком друг к другу, скакалку вращают оба;

— Родители вращают скакалку, а ребенок прыгает.

Прыжки через длинную скакалку. Необходимо пробегать под вращающейся скакалкой; перепрыгивать через нее с места; вбегать под вращающуюся скакалку, перепрыгивать через нее один или несколько раз и выбегать.

Вместе с родителями можно выполнять не только прыжки через скакалку, но и другие упражнения:

— Прыжки в приседе, взявшись за руки вдвоем (втроем, вчетвером), лицом друг к другу; то же с продвижением по кругу или выпрыгиванием вверх;

— Партнеры стоят лицом друг к другу, взявшись за руки; ребенок прыгает вверх, опираясь на руки взрослого;

— Ребенок прыгает вверх на месте, опираясь на руки родителей, стоящих с двух сторон от него; то же, но с продвижением вперед широкими прыжками с одной ноги на другую;

— С разбега ребенок толчком двумя ногами и с опорой на руки запрыгивает на спину взрослого, наклонившегося вперед.

Прыжки с разбега с согнутыми ногами. Используются для того, чтобы ваш ребенок умел преодолевать вертикальные и горизонтальные препятствия. Обязательно покажите ему, как выполняется этот прыжок, обратив его внимание на то, что:

— Ноги в полете надо согнуть и подтянуть к груди;

— Приземлиться надо на две ноги, стараясь сохранить равновесие.

Прыжки с места толчком одной и махом другой. Поставьте толчковую ногу вперед, а маховую назад. Затем сделайте энергичный взмах вверх согнутой в колене маховой ногой. Это упражнение поможет определить толчковую ногу. После нескольких пробных прыжков, выполненных толчком то одной, то другой ногой, окажется, что одной ногой удобнее делать мах, а другой – толчок.

Проведите заметную черту или обозначьте ее шнуром. Сделав шаг толчковой ногой, поставьте ее к черте и, быстро оттолкнувшись, одновременно сделайте мах вперед и вверх другой ногой. Выполните то же после нескольких шагов, а потом после разбега.

С разбега толчком одной и махом другой сделайте прыжок вверх с касанием руками  подвешенного мяча (веточки, колокольчика, ленточки) с приземлением на две ноги.

После освоения толчка и маха можно приступать к преодолеванию препятствий. В качестве вертикального препятствия можно использовать натянутую на высоте 40-50 см веревочку, один конец привязан, а другой держит взрослый (сильно натягивать веревочку не надо). Позднее нужно приучать ребенка преодолевать естественное препятствие – забор, поваленное дерево и т.п. горизонтальным препятствием может быть небольшой овражек шириной до 150 см.

Если ваш ребенок гуляет не один,  а с друзьями, вы можете провести с ними следующие подвижные игры.

«Попрыгунчики». На земле чертят круг,  в центр которого становится водящий. По сигналу дети перепрыгивают через черту в круг и, если не грозит опасность быть пойманным, остаются в черте круга, продолжая прыгать на двух ногах на месте или с продвижением к центру круга. Участники игры стараются увернуться от водящего и вовремя выпрыгнуть из круга. Тот, кого он поймал, становится водящим. Играющим не разрешается выбегать из круга, можно только выпрыгивать. Водящий преследует играющих так же, прыгая на двух ногах.

«Удочка». Дети становятся в круг, в центре которого —  водящий. Он вращает по кругу шнур с грузом на конце (мешочек с песком). Играющие внимательно следят за шнуром и при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы он не коснулся ног. Тот, кого мешочек заденет, становится водящим.

Возможны варианты:

— Играющие стоят на расстоянии 3-4- шагов от круга. Водящий вращает шнур. Как только мешочек доходит до игрока, он подбегает и прыгает через него;

— Водящий кружит шнур с мешочком, а дети бегут по кругу навстречу шнуру и перепрыгивают через него.

Правила: вращать шнур с грузом надо так, чтобы он не касался земли. При вращении шнура водящий может изменять его высоту над землей.

«Козлик». Дети поочередно бросают мяч в глухую (без окон) стену дома. После отскока мяча от стены игрок, бросавший мяч, должен перепрыгнуть через него, разведя ноги врозь. Если это сделать удалось, игрок получает очко. Выигрывает тот, кто набрал больше очков. (Предельное количество очков можно оговорить заранее.)

«Полный поворот». На асфальте чертится круг диаметром 1 м. Круг разделен на шесть секторов, которые обозначены соответствующими цифрами. Игроки поочередно встают в центр круга лицом к цифре1 и, подпрыгнув, стараются сделать поворот вокруг своей оси на 360°. Если игроку это удается и он приземляется лицом к сектору 1, то получает 10 очков, а если к другим секторам, то зарабатывает количество очков, написанное на секторе. У каждого игрока есть три попытки. Выигрывает тот, кто набрал больше очков.

«Кенгуру». На земле проводится черта. Первый игрок встает на черту и прыгает как можно дальше, оттолкнувшись двумя ногами. Второй игрок встает на место приземления первого игрока и прыгает в прямо противоположную сторону, стараясь выпрыгнуть за черту. Таким образом, каждый игрок совершает по пять прыжков. Выигрывает тот, на чьей стороне произошло последнее приземление.

Двигательная подготовка

детей 5-7 лет в семье

Метания

Вместе с бегом они составляют самые древние, естественные  и распространенные упражнения, при посредстве которых выгоднее всего поддерживается правильное развитие организма.

Упражнения в метании П.Ф.Лесгафт разделял на три группы:

  1. Школа мяча. Включает различные упражнения и игры с мячом, сводящиеся к тому, чтобы бросать мяч в различных направлениях и ловить его различными способами. Эти упражнения и игры могут быть разнообразными до бесконечности, и дети с удовольствием ими занимаются. Шестилетний ребенок, конечно, уже умеет ловить и передавать мяч. Задача родителей научить его делать это правильно.

Ловля мяча. Необходимо учить детей встречать мяч руками как можно раньше, образуя из пальцев как бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч. Едва коснувшись мяча кончиками пальцев, ребенок должен подтянуть его к себе амортизирующим движением, но не прижимать мяч к груди. Возможные ошибки: стремление зажать мяч, обхватив его всей поверхностью руки до локтя и прижав к груди; узкое расположение пальцев и ловля мяча напряженными кистями рук; прием мяча на заранее согнутые руки, без амортизирующего движения.

Примерные упражнения для совершенствования ловли мяча:

— Бросить мяч вниз – поймать;

—  Бросить вверх – поймать;

— То же, но после броска, хлопнуть в ладони за спиной, затем перед грудью – поймать (вместо хлопков можно присесть, подпрыгнуть, повернуться на 360°);

—  Подбросить мяч вверх, дать ему отскочить от пола и поймать двумя руками.

Упражнения возле стены (лучше использовать теннисный мячик):

— Бросить мяч в стену и после отскока от пола поймать;

— Бросить мяч в стену и поймать на лету;

— Бросить мяч в стену, хлопнуть в ладоши (хлопков может быть и 2 и3) – поймать на лету;

— Бросить мяч в стену, дать ему упасть на пол, отбить его ладонями в стену и поймать на лету;

— Бросить мяч в стену, дать ему упасть на пол, сделать поворот на 360° , а затем поймать;

— Стоя спиной к стене, бросить в неё мяч через голову, дать ему упасть перед собой и поймать;

-Стоя спиной к стене, бросить в неё мяч через голову и поймать на лету;

— Бросить мяч вниз к стене и после того, как он, ударившись о стену, упадет на пол и отскочит от него, поймать;

— То же, но поймать мяч сразу после отскока от стены.

Одновременно с ловлей мяча ребенка начинают обучать и передаче мяча двумя руками от груди. Выполняя эту передачу, надо описать мячом небольшую дугу вниз от себя – на грудь и, разгибая руки, активным движением кисти послать мяч вперед, провожая его взглядом и руками. Возможные ошибки: неправильная стойка – плотно сжатые и прямые ноги; чрезмерное разведение локтей в стороны.

После освоения передачи двумя руками от груди необходимо переходить к другим передачам: одной рукой (правой или левой) от плеча; из-за головы двумя руками; ударом в пол. Эти упражнения можно усложнить, изменяя положение, из которого делается передача: в приседе, стоя на коленях, сидя, сидя по-турецки.

После того как малыши освоят броски и ловлю мяча на месте, их обучают передаче мяча в движении – сначала в ходьбе, потом в  беге. Это упражнение надо разучивать в парах. Стоя лицом друг к другу на расстоянии 1 м один от другого, игроки медленно про двигаются боком приставными шагами и передают мяч двумя руками от груди. То же, но игроки двигаются боком друг к другу, постепенно переходя на бег. Расстояние между игроками можно увеличивать до 2,5 – 3 м, постепенно вводя и другие способы передач.

Лучше всего совершенствовать навыки ловли мяча в подвижных играх.    Приведем примеры.

«Поймай мяч». Дети встают в круг диметром 3-4 м. в центре круга – водящий. Стоящие по кругу перебрасывают мяч друг другу в произвольном порядке. Водящий старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это ему удается, он меняется местами с тем, кто бросил мяч.

«Вызови по имени». Дети образуют круг, в центре которого ребенок с  мячом. По сигналу он бросает мяч вверх и вызывает по имени того, кому он предназначается. Тот должен успеть поймать мяч. После этого поймавший мяч бросает его вверх и также вызывает кого-либо. Выигрывает тот ребенок, кто меньшее число раз уронил мяч. Диметр круга нужно постепенно увеличивать.

«Зевака». Дети становятся в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч до тех пор, пока кто-то из игроков его не уронит. Тот, кто уронил мяч, становится в центр круга и по заданию играющих выполняет 1-2упражнения с мячом. Игроки должны перебрасывать мяч только через центр круга.

Еще один важный прием, которым должен владеть 7-летний ребенок,– ведение мяча. Начинать обучение надо с ведения мяча на месте; 7-летний малыш должен, стоя на месте, выполнять не менее 20 ударов в пол двумя руками и не менее 10 – одной как правой, так и левой. Если ребенок справляется с этим заданием, его можно усложнить: выполнять ведение в движении во время ходьбы, а потом и бега.

При обучении ведению отмечается много типичных ошибок:

— Дети могут бить по мячу расслабленной ладонью, не включая у работу предплечье,  или бьют слишком напряженной рукой с сомкнутыми пальцами (мяч нужно как бы толкать, а не бить по нему);

— Во время ведения мяча с продвижением малыши пытаются вести его прямо перед собой, что мешает продвижению вперед и шаги получаются маленькие, частые и неравномерные (вести мяч надо чуть сбоку орт себя);

— Некоторые дети пытаются вести мяч слишком напряженной прямой рукой, продвигаясь широкими шагами, как будто делая выпады, при этом на каждый шаг у них получается по 2-3 удара мячом.

Для совершенствования ведения можно и дальше усложнять задание, предлагая ведение мяча с изменением высоты отскока, скорости и направления движения.

Хорошо совершенствовать ведение в игре, например, такой, как «Я знаю пять имен».

Игрока ведет мяч (на мете или в движении), произнося с каждым ударом очередное слово: «Я знаю пять имен девочек (мальчиков, названий цветок, птиц, деревьев и т.д.): Маша-1, Оля-2, Лена-3,  Катя-4, Аня-5». Если игрок ошибается, делает долгую паузу или задерживает мяч в руках, последний переходит к другому игроку. Выигрывает тот, кто дальше продвинулся в игре.

2. Метание в цель. Цели и предметы для этого чрезвычайно разнообразны:

—  Нарисованная на стене мишень;

— Обруч, который держит взрослый (держать можно как вертикально, так и и горизонтально);

—  Кегли, камни, деревья, коробки, корзины и т.п.;

— Подвижная цель: катящийся обруч или мяч.

Лучше всего использовать для метания теннисные мячи, но очень полезно для формирования более гибкого навыка менять снаряды – это могут быть камни, палки, шишки, мешочки с песком, снежки, да и мячи могут быть разного размера и веса.

Для развития глазомера и формирования умения бросать в цель существует множество упражнений и подвижных игр.

«Попади в цель». Игроки встают в колонну у линии. Перед ними водящий держит вертикально (или горизонтально) обруч. С расстояния 3-5 м дети поочередно бросают мяч в обруч. Каждому дается пять попыток. Тот, кто попал меньше количество раз, идет на место водящего.

«Самый меткий». Игрок стоит у линии. Перед ним на расстоянии 1 м одна от другой пять кеглей (первая в 2 м от игрока). Игрок делает пять бросков, стараясь попасть в каждую из кеглей. За попадание в первую дается одно очко, во вторую – два  и т.д. побеждает игрок, набравший больше очков.

«Сбей мишень». Водящий невысоко подкидывает вверх летающую тарелку. В это время игроки мячиками стараются сбить её. Стрелок, сбивший тарелку, получает очко. Выигрывает тот, кто набрал больше очков.

«Снайпер». На высоте 1-1,5 м от земли подвешен мяч. Участники, расположившись в 3-5 м от цели, должны поразить её броском теннисного мяча. Каждому дается две-три попытки. Задание можно усложнить, бросая по качающемуся мячу. Вместо мяча можно подвесить корзину (для устойчивости на дно ее положить небольшой груз).

«Кубики». На площадке рисуют диаметром 50 см, в котором устанавливают пирамиду из кубиков (баночек). Игрок берет палочку и, держа ее параллельно земле, кидает с небольшого расстояния, пытаясь сбить кубики. Если ему это удается, он отходит на один шаг назад и снова бьет по вновь выстроенной пирамидке. Если же игрок не попал, ход передается следующему участнику. Выигрывает самый меткий игрок, сбивший пирамидку с самого дальнего расстояния.

«Мишень на полу». На площадке по типу мишеней нарисованы пять концентрических окружностей с «яблочком» в центре. Диаметр наибольшей окружности 150 см, «яблочка» — 30 см. окружности пронумерованы от 1 до 5. На расстоянии 5-6 м от мишени отмечают линию, от которой каждый игрок совершает три броска (бросают мешочки с песком или шайбы). Побеждает участник, набравший больше всех очков.

3.Метание на дальность. Метание мяча на дальность характеризуется кратковременным концентрированным усилием мышц рук, плечевого пояса и ног; 6-7 –летние малыши метаю на дальность с места. В исходном положении (при метании правой рукой) правая нога стоит сзади и является опорной, левая – впереди. В момент броска принимается положение «натянутого лука» и мяч посылается вперед. Бросок мяча заканчивается движением кисти. Мяч удерживается фалангами пальцев: три пальца размещены сзади мяча, а большой и мизинец поддерживают его с боков. Мяч не следует удерживать слишком крепко. Для развития координации движения очень полезно выполнять броски не только правой, но и левой рукой. В качестве предметов для метания может быть использованы не только мячи разного веса и размера, но и камни, палки, мешочек с песком, хоккейные шайбы, снежки. Помните, что чем большее разнообразие вы вносите в ваши занятия, тем богаче будет двигательный опыт малыша. Вы можете предложить ребенку и его друзьям следующие задания.

«Чей мяч дальше?». Все игроки стоят у какой-либо отметки. Каждый три раза бросает мяч как можно дальше. Учитывается лучшая попытка. Побеждает тот, кто бросит мяч дальше.

«Кто дальше?». На площадке проводится линия. Игроки по одному выходят к ней с тремя мячами. Игрок бросает первый мяч как можно дальше. Место падения мяча судья обозначает кеглей (камнем, отметкой мелом). Игрок выполняет второй бросок с места падения первого мяча. Третий бросок игрок выполняет с места падения второго мяча. Место падения третьего мяча также отмечается, и отметка остается до конца игры. Остальные игроки также выполняют по три последовательных броска, стараясь оказаться как можно дальше от стартовой линии. Выигрывает тот, чья отметка (по сумме трех бросков) оказалась дальше.